Агентство продвижения сайтов
работаем с 2006 года

Penguin Update

Penguin Update 1

24 апреля в официальном блоге Google появилась информация о введении дополнения к действующему алгоритму Panda – Penguin Update. 

Согласно опубликованному материалу, новый алгоритм был создан для борьбы с поисковым спамом и должен отразиться на выдаче по 3,1% англоязычных поисковых запросов. На других языках этот процент может быть иным, например, на польском — 5%. Он тем больше, чем более спамный язык (что Google вкладывает в понятие спамности языка, не раскрывается).

Как Penguin отразился на выдаче в украинском Google 

Согласно статистике SEO-Studio, Penguin Update коснулся, по крайней мере 15% поисковых запросов в украинском сегменте интернета. Динамика работы алгоритма, на выборке проектов компании, выглядит так: 25 апреля — изменения по 2,52% поисковых запросов; 26 апреля — 3,02%; 27 апреля — 5,21%; 28 апреля — 5,91%; 29 апреля — 7,04%; 30 апреля — 9,42%; 1 мая — 14,32%; 2 мая — 14,31%; 3 мая — 14,96%; Статистика представлена относительно 24 апреля. Далее ситуация стабилизировалась и появилась возможность делать статистически значимые выводы из проводимых аналитических исследований. Данные, собранные в период до 3 мая, менялись много раз в день и не имеют значимой ценности. Отметим, что изменения по некоторым сайтам мы наблюдаем по сей день, в том числе после анонсированного Penguin 1.1 Update 25 мая, однако они не носят такого глобального характера, как 25 апреля — 3 мая, хоть и могут существенно сказываться на позициях конкретного сайта. 

Исследования алгоритма 

Значительная часть времени после Penguin Update в SEO-Studio, как и во всех SEO-компаниях мира, была выделена на анализ нового алгоритма Google с целью получить статистически значимые результаты, которые будут применимы на практике. В конце апреля и первой половине мая появились первые гипотезы зарубежных коллег, однако большинство из них были не применимы в реальности, т. к. одни из них говорили «Необходимо работать над сайтом, развивать его, делать полезным пользователям» и ничего более, а другие были основаны на нестабильных данных конца апреля, которые актуальны «сейчас» и полностью противоположны «завтра». В середине и второй половине мая появилась возможность делать более объективные выводы. Часть наших коллег уже поделилась своими наблюдениями, теперь это сделаем и мы. При любом изменении алгоритма необходимо, прежде всего, выяснить – на какие факторы он направлен. Данное обновление направлено на борьбу со спамом, который можно разделить на 2 основные группы — текстовый внутри сайта (сюда отнесем не только перенасыщение ключевыми словами в текстах, а и уникальность контента, его качество, чрезмерную оптимизацию мета-тегов и прочее, что может быть приравнено к спаму на сайте) и ссылочный. 

Полученные результаты 

Для наглядности, разделим полученные результаты на 2 категории: «Выпавшие сайты» и «Поднявшиеся сайты». Однако, ради справедливости отметим, что ни один из наблюдаемых сайтов не пошел вверх «сам по себе», все подобные сдвиги были вызваны исключительно обвалом конкурентов, которые занимали более высокие места. Таким образом, «Поднявшиеся сайты» по сути правильнее называть «Не выпавшие». Плотность выпавшего/поднявшегося ключевого запроса на странице:

Penguin Update 2
Penguin Update 3

Как видно, зависимости от плотности ключевого запроса не наблюдается. «Неспамные сайты» (с плотностью вхождения ключевого слова до 1%) даже больше пострадали, чем выиграли. Уникальность контента на странице, которая выпала/поднялась: 

Penguin Update 4
Penguin Update 5

Видно, что сайты с уникальным контентом пострадали меньше, но разница не велика. Это говорит нам о том, что неуникальный контент может быть сигналом для Penguin и, в комплексе с другими факторами, оказать отрицательное влияние на сайт. Однако, сам по себе, он не может быть причиной санкций. Вывод: необходимо следить за уникальностью контента, т. к. копированный материал может стать одним из сигналов для Google о необходимости поближе рассмотреть ваш сайт — возможно, там не все так хорошо. Процент ссылок с точным вхождением анкора (по выпавшему/поднявшемуся ключевому запросу) среди всех ссылок на страницу: 

Penguin Update 6
Penguin Update 7

По оси абсцисс (х) расположен процент ссылок с точным вхождением анкора, по оси ординат (у) — количество сайтов с таким процентом. Это значит, что сайтов с плотностью ключевого слова 80% выпало в 2,5 раза меньше, чем с плотностью 70%, а сайтов с плотностью 30% — поднялось в 4 раза больше, чем 20%, например. Показатель 0% ссылок с точным анкором обусловлен тем, что некоторые запросы (около 4%) выведены в ТОП исключительно с помощью внутренней оптимизации. Графики имеют схожий вид, однако правый смещен в сторону малого количества точных ссылок. Это говорит о том, что Penguin использует этот параметр в своей работе. Однако, он, как и уникальность контента, является лишь одним из сигналов для алгоритма. Выпадение ключевых слов с 0% точных вхождений позволяет делать однозначный вывод — Penguin штрафует за комплекс факторов, причем перенасыщение точными ссылками не является решающим, а большое количество естественных или «естественных» ссылок не дает никаких гарантий. Количество SEO-ссылок по отношению к общему количеству ссылок на сайт (под SEO-ссылками понимаются те, которые имеют анкор соответствующий продвигаемому запросу): 

Penguin Update 8
Penguin Update 9

Значение осей аналогично предыдущему пункту. Как видно, большинство из выпавших сайтов имеют 60% SEO-ссылок, а поднявшиеся — 50%. Характер графиков позволяет сделать вывод — общая заспамленность домена SEO-ссылками также является сигналом для Penguin, однако не является решающим фактором. Как видно, вылетали сайты и с минимальным количеством покупных ссылок, а поднимались и с предельно большим. Анализ факторов, измеряемых субъективным методом (оценка асессоров), не дал значимых результатов. Исследовали спам на сайте в виде сгенерированных текстов, переоптимизированных мета-тегов, качество текстов и другие схожие параметры. Все расхождения находятся в рамках статистической погрешности. Из полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. Важно качество и уникальность контента. Не забывайте о текстовом наполнении вашего сайта и поддержке его актуальности. Пусть это и не важнейший фактор, но это один из сигналов для Penguin. 2. Используйте достаточно псевдоестественных (разбавочных) ссылок. Это увеличит бюджет продвижения и не даст никаких гарантий, однако уменьшит вероятность повышенного внимания к вашему сайту со стороны Penguin. 3. Используйте больше продвигаемых слов. Как показало исследование, пострадали больше всего сайты продвижение которых сконцентрировано на нескольких высокочастотных запросах. Это вызывает перенасыщение сайта SEO-ссылками и дает сигнал Пингвину — тут что-то не чисто. Сайты, которые используют широкое семантическое ядро меньше пострадали, так как их ссылочная масса значительно более разнообразна. 

Что не помогает

 В случае наложения санкций на сайт, Google рекомендует устранить все возможные отрицательные факторы, к которым веб-мастер имеет доступ — убрать спамные тексты, поправить переоптимизированные страницы, снять спамные покупные ссылки и прочее. Многочисленные попытки последовать этим рекомендациям, как у нас, так и у наших коллег, успехом не увенчались, после выполнения всех этих действий за 3-4 недели позиции не возвращались. В некоторых случаях помогало изменение адреса страниц, но в большинстве попыток это также было тщетно. Также не помогает вечный совет «Сделай как у конкурента в ТОП-е». Выдача постоянно меняется, те сайты которые сейчас находятся в ТОП-е, завтра могут быть оштрафованы, а их место займут следующие. Парадоксально, но часто вылетают сайты с минимальной оптимизацией, а ТОП-места занимают их конкуренты из серии «Купить ноутбуки в нашем магазине ноутбуков можно просто, ведь ноутбук от магазина «Ноутбук» — самый необходимый рабочий инструмент из ноутбуков и нетбуков». Если вы видите, что в «Ваших» ТОП-ах такой сайт — не копируйте спам себе, это может только ухудшить ситуацию. 

Что помогает 

В большинстве случаев, сработало устранение всех возможных отрицательных факторов и последующая смена домена. Смена адреса сайта — радикальный шаг, однако в данной ситуации это единственный действенный метод, который в большинстве случаев приводит к успеху — возвращению позиций на прежние или почти прежние места. Устранение всех «сомнительных» факторов перед сменой домена является необходимым условием, иначе вероятность успешного результата, при смене адреса сайта, снижается. 

Что дальше 

Мы исследовали основные факторы спамности на сайте и выявили те из них, которые являются сигналом для Penguin. Если вы видите важные факторы, которые не исследовались, сообщите нам об этом, а мы дополним результаты и поделимся ими. Из имеющихся данных, можно судить о том, что Penguin работает с большим количеством сигналов и пока эта работа не идеальна. Во многих случаях идут вверх сайты, которые значительно более спамные, чем выпадающие. На данный момент Penguin, в украинском Google, очень часто парадоксален. В этот трудный момент мы не рекомендуем клиентам SEO-компаний менять подрядчика. Реально действенного рецепта, кроме описанного выше, в мире еще не найдено, а резкая перемена ссылочной массы (что неизбежно при смене SEO-компании) окажет сильное отрицательно влияние и может поставить сайт в еще худшее положение. В сложившихся условиях, оптимальным решением является продолжать исследования и эксперименты, ожидая очередного Penguin Update, который должен внести коррективы в алгоритм и сделать его работу более корректной. 

Юрий Сукач, руководитель отдела аналитики SEO-Studio

Penguin Update 10
27.06.2012

Автор статьи: