Агентство поискового маркетинга
Украины №1 с 2006 года

Спасибо! Ваша заявка успешно отправлена.
В ближайшее время с вами свяжется специалист.

Закрыть

Сегментация аудитории и персонализация интернет-магазина

Сегментация аудитории и персонализация интернет-магазина - фото 1

Конверсии почти на любом сайте редко превышают 2-3%. Хотя на самом деле, это далеко не предел и ситуацию можно значительно улучшить. И лучший способ сделать это – использовать продвинутую систему сегментации и персонализации. Чтобы каждому посетителю предлагать именно те товары и услуги, которые ему нужны в данный момент.


Что такое сегментация и персонализация

Сегментация аудитории – это группировка потенциальных клиентов и покупателей по различным признакам, которые можно идентифицировать. Часто это демографические данные, такие как возраст и пол, а также географическое расположение.

Сегментация – это только первый шаг. Используя полученные данные, сайт персонализируют. Другими словами, оптимизируют его, включая внешний вид, перечень конкретных торговых предложений, функциональность, рекламу и контент таким образом, чтобы он лучше всего подходил для каждого потенциального клиента или покупателя. Это существенно повышает продажи.

Для того чтобы все заработало, нужно провести большую работу. В основном, главная сложность заключается в том, чтобы установить взаимосвязи между отдельными сегментами аудитории и их предпочтениями.



Какие данные используют для персонализации

Любая информация, которую можно получить о пользователях, несет в себе потенциальную ценность. Задача заключается в том, чтобы увидеть, как тот или иной кусочек информации может быть использован для персонализации интернет-магазина.
Можно выделить 10 информационных маркеров, которые используются чаще всего. Это далеко не полный перечень возможностей, но он позволяет от чего-то оттолкнуться.

1. Источник трафика

То, откуда приходят посетители, часто имеет существенное значение. Система персонализации может определить, какие именно предложения лучше всего подходят для посетителей, которые пришли из социальных сетей, из поисковых систем или по реферальным ссылкам.

2. Целевая страница

Этот способ сегментации основан на том, где посетитель впервые появился на сайте. Целевая страница указывает на первоначальное намерение, что чаще всего является критически важной информацией, которую следует обязательно учитывать.

3. Частота посещения

Новые или постоянные посетители могут быть достаточно уверенно идентифицированы системой персонализации.  Это часто используется. Например, для новых посетителей можно показывать особое сообщение и скидку для первой покупки. Постоянным посетителям можно показать особое приветствие и предложить бонусы для постоянных покупателей.
Сегментация по посещениям может быть и более гибкой. Можно учесть не только факт посещения сайта в прошлом, но также частоту и период времени. Посетители могут посещать сайт очень редко, редко, часто, очень часто. В зависимости от этого адаптируется интерфейс и конкретные предложения.

4. Продолжительность и время сессии

В некоторых случаях есть смысл учесть длительность сессии – сколько времени посетитель провел на сайте и количество просмотренных страниц.
Также целесообразно учесть время суток или день недели.

5. Интересующий контент

Дополнительно можно учитывать просмотренные товары за предыдущие сессии посещения, если они были. А также совершенные покупки за текущую и прошлые сессии. Это используется очень часто. На самом деле гораздо чаще, чем любые другие возможности персонализации и сегментации. Как правило, крупные интернет-магазины выстраивают продвинутую рекомендательную систему таким образом, чтобы она автоматически подстраивалась под каждого пользователя.

6. Средняя стоимость заказа

Если покупки клиента превышают определенную сумму, можно отлично продавать этому клиенту другие продукты аналогичной стоимости. В целом, каждый клиент нацелен на свою ценовую категорию и угадать с этой категорией очень важно – такие предложения с большей вероятностью заинтересуют посетителя.

7. Взаимодействие с сайтом

Среднестатистический интернет-магазин может насчитывать десятки различных возможностей для взаимодействия. Помимо корзины товаров и кнопки «купить», это может быть кнопка «добавить в избранное», выбор опций в фильтрах, переход на вкладку с отзывами, использование поисковой строки и так далее и тому подобное. Каждое подобное взаимодействие пользователи с сайтом что-то добавляет в общую информационную картину.

8. Тип устройства

Система персонализации с высокой вероятностью может распознать тип устройства (смартфон, планшет, ноутбук, настольный ПК), которое используется посетителем. Причем информация об устройстве может быть достаточно развернутой. Например, часто можно выяснить операционную систему, разрешение экрана, используемый браузер.

Особый интерес такая информация может представлять для интернет-магазинов, которые ориентированы на пользователей мобильных устройств. После определения устройства, можно сразу же предлагать товары для этого устройства. Например: чехлы, наушники, зарядные устройства и тому подобное.

Помимо этого, существуют более тонкие опции сегментации, связанные с устройствами, которые также стоит учесть. Например, хорошо известно, что пользователи iOS склонны тратить больше и приобретают более дорогие товары.

9. Геолокация

Знание о географическом расположении посетителя (конкретный регион, город) позволяет использовать ряд интересных опций. В частности, можно сразу же рассчитать стоимость доставки, использовать эту информацию для автоматического заполнения формы заказа, отразить на карте ближайший сервисный центр. Можно сообщить, существует ли в этом населенном пункте возможность самовывоза и так далее.

10. Сторонние источники данных

Сегодня информацию вполне можно покупать. Ряд компаний занимаются сбором и анализом данных о пользователях сети. Сторонние базы данных используют для идентификации пользователей электронную почту, номера телефонов, имена и др. Так, если пользователь ввел свою почту в форму на сайте, и эта почта была обнаружена в базе данных, можно получить много дополнительной информации о пользователе. Как минимум – демографические данные и его предполагаемые интересы.


Как персонализация влияет на SEO

Персонализация интернет-магазина позволяет улучить конверсии. Но следует быть осторожным. Если персонализация будет выполнена неграмотно, это может привести к проблемам. В частности, данная технология чем-то напоминает запрещенный поисковыми системами прием, который известен как клоакинг. Суть этого приема в том, что поисковым системам и пользователям сайт демонстрирует разный контент с целью манипуляции. Если поисковая система посчитает, что это как раз такой случай, интернет-магазин может попасть под фильтр. Именно поэтому персонализацией должны заниматься профессионалы с обязательным учетом SEO.

Что касается персонализации самой по себе, то она позитивно сказывается на поисковом продвижении. Поскольку сайт персонализируется, это приводит к улучшению так называемых пользовательских факторов. Пользователи дольше задерживаются на сайте, просматривают при этом больше страниц. В свою очередь это позитивно влияет на SEO.