Your cart is currently empty!
Что такое usability-тестирование?
Один из самых простых способов улучшить позиции сайта в поисковой выдаче и заодно увеличить конверсию – поработать над юзабилити. Удобство сайта прямо влияет на поведенческие факторы, которые в свою очередь отражаются на поисковой выдаче. Причем представители поисковых систем неоднократно давали понять, что их алгоритмы умеют измерять юзабилити и используют его как фактор ранжирования.
Понять юзабилити не трудно – это степень удобства для пользователей в измеримых показателях. Тестирование юзабилити – наблюдение за пользователями, которые используют продукт, выполняя какие-либо, заранее составленные задания. Конечная цель такого тестирования – улучшение продукта, упрощение работы с ним и повышение эффективности/конверсий.
Почему вообще возникает необходимость что-либо тестировать? В среде разработчиков укоренилась точная, отражающая суть дела, присказка – «вы не ваши пользователи». То есть ваше субъективное восприятие сайта может сильно отличаться от его восприятия пользователями. И выявить это смогут только корректно проведенные юзабилити-тесты.
Когда проводить юзабилити-тесты
Существует несколько ситуаций, когда юзабилити-тесты раскрывают свой потенциал максимально.
- Во-первых, юзабилити оценивают на этапе разработки нового сайта. Причем не следует дожидаться, когда сайт будет уже готов к продакшену. В этом случае разработка может затянуться и обойтись дороже. Гораздо проще внести нужные исправления на первых этапах, чем перекраивать уже готовый ресурс;
- Во-вторых, при внедрении на сайт нового функционала. Особенно если этот функционал действительно важен для проекта. Нужно убедиться, что пользователям он понравится, и с ним легко работать;
- В-третьих, юзабилити-тесты следует провести, когда страдает уровень конверсии сайта – это поможет выявить изъяны в архитектуре и устранить их.
А есть ли проблемы?
Узнать, есть ли на сайте проблемы с юзабилити, можно несколькими способами. Обычно вопрос об этом поднимается не просто так. Задуматься могут побудить негативные отзывы клиентов или коллег, небольшое количество заявок, большой процент «отказов» и пр. Прежде всего, проблемы с юзабилити отражаются на так называемых поведенческих факторах. Это такие параметры как:
- Глубина просмотра;
- Время проведенное на сайте;
- Количество повторных посещений;
- Процент отказов;
- Вовлеченность и др.
Если поведенческие факторы у сайта ниже расчетных – это явный признак определенных проблем с юзабилити.
Другой «звоночек», к которому стоит прислушаться – это негативные отзывы друзей, знакомых, пользователей, коллег. Если у сайта мало обратной связи, для быстрого выявления проблем можно просто попросить свое окружение сделать заказ или выполнить какое-либо другое целевое действие на сайте, а затем оставить свой отзыв. Такой шаг не потребует много времени и средств, но при этом позволит оперативно обнаружить скрытые изъяны, над которыми следует поработать в самое ближайшее время. Впрочем, совсем не обязательно дожидаться особого повода. Заказать консультацию или тесты у специалистов по юзабилити – это естественный шаг для каждого, кто действительно «болеет» за свой проект.
Что следует тестировать
В ходе юзабилити-тестов проверяются буквально сотни параметров. Все они условно распадаются на шесть категорий:
- Техническая составляющая и доступность.
- Контент.
- Навигация.
- Дизайн и стилистика.
- Конверсионные элементы.
- Брендинг, контакты.
Техническая составляющая и доступность
Сайт должен быть доступен для посетителей и корректно работать на разных устройствах и в различных ситуациях – если этого не обеспечить, все остальные усилия будут напрасными.
- Скорость загрузки. Этот параметр сильно влияет на лояльность посетителей. Все исследования, которые так или иначе изучали влияние быстродействия сайта на конверсии, показали, что этот фактор крайне важен и его следует обязательно оптимизировать.
- Валидный код. Ошибки в исходном коде приводят к тому, что на многих устройствах сайт будет отображаться некорректно. Вплоть до того, что им будет невозможно пользоваться.
- Кроссбраузерность. Сайт должен корректно работать и выглядеть во всех современных браузерах.
- Производительность страницы. Если на сайте используются какие-либо визуальные эффекты, они не должны снижать производительность
страницы. - Ответ сервера должен быть корректным. Нужно настроить страницу 404.
Контент
Банально, но факт: посетители приходят на сайт ради контента и благодаря ему. Тестирование контента – это важно (о чем часто забывают). На что обращаем внимание?
- Релевантные и ясные заголовки, которые отражают суть содержимого. Наличие информативных подзаголовков.
- Понятные и логичные тексты, которые легко воспринимать. Очень важно говорить на языке той аудитории, к которой обращается сайт.
- Форматирование текста, облегчающее восприятие. Тексты должны иметь подзаголовки, абзацы, списки. Необходимо адекватно настроить размер шрифта и межстрочный интервал, задать оптимальную длину строки. Даже сложный, но при этом хорошо отформатированный текст легко читается и воспринимается.
Навигация
Если навигация на сайте будет путанной и непонятной, посетители не станут ею пользоваться. Соответственно количество просмотров и время, проведенное на сайте будет минимальным, что скажется на позициях в поисковой выдаче и ухудшит конверсию. На что обращаем внимание?
- Количество пунктов в меню не должно превышать 7-8 пунктов.
- Навигация должна быть понятной и ясной.
- Ссылки в тексте и другие кликабельные элементы следует выделить, чтобы было сразу понятно, что это.
- К навигации также можно отнести так называемые «человеко-понятные урлы», «хлебные крошки», карту сайта и др.
Дизайн и стилистика
Разумеется, у всех посетителей и потенциальных клиентов разный вкус и предпочтения в стилистике. Но существуют универсальные правила юзабилити, которые непосредственно влияют на разработку дизайна.
- На 90% дизайн сайта должен быть уже знаком посетителям, чтобы им было легко пользоваться. Если быть излишне креативным, посетителям придется некоторое время обучаться тому, как пользоваться этим сервисом, вместо того, чтобы решать свою проблему (чему должен служить сайт в первую очередь).
- Все элементы на сайте дожны занимать свои привычные места и вести себя предсказуемым образом, как на большинстве других сайтов.
- Чтобы сайт выделялся и имел «собственное лицо», необходимо включить в дизайн 10%-15% новизны. Если креатива не будет совсем, сайт будет выглядить слишком скучно и не понравится большинству посетителей.
Конверсионные элементы
Практически все элементы сайта так или иначе оказывают влияние на конверсию. Однако существуют элементы, которые за нее отвечают напрямую.
- Кнопка «купить» должна быть хорошо заметна. Возможно, ее следует усилить дополнительными элементами, такими как указывающая стрелка.
- Корзина покупок, виджеты и подсказки – все должно быть тщательно протестировано и проверено на удобство и легкость восприятия.
- Сюда же относятся призывы к действию и карточки товаров (которые имеют особое значение для интернет-магазина).
Брендинг, контакты
И последнее, на чем следует остановить внимание – это брендинг и контакты. В идеале сайт должен быть запоминающимся, а посетитель сразу понимать, на каком сайте находится.
- Логотип должен вызывать позитивные ассоциации.
- В дизайне должен прослеживаться фирменный стиль, который связывается в сознании покупателя только с данным брендом.
- Телефонные номера и контакты, обратная связь, чат, а также страница «О нас» – эти элементы должны быть доступными, хорошо заметными и удобными в использовании.
Выводы
Конечно, эта статья не охватывает всех параметров, которые нуждаются в исследовании и юзабилити-тестировании, а лишь показывает направление. Юзабилити-тестирование – это объемная и трудоемкая работа, которая требует времени, усилий, обширных знаний и опыта. Тем не менее, приложенные усилия окупаются. Выявляя и избавляясь от изъянов в юзабилити, сайт повышает конверсии и улучшает поведенческие факторы.